Как избежать претензий со стороны налоговой?
Контур-Экстерн22.03.2012
Взаимодействие компаний с налоговыми органами отнюдь не ограничивается отчетностью. Уплата налогов и недоимок, налоговые проверки, представление документов по запросу инспекции, меняющиеся требования, ставящие компанию под угрозу штрафа… Как вести дела так, чтобы у представителей ведомств не возникало вопросов? Значительную часть нужной информации можно получить через систему «Контур-
Требования и другие документы от ИФНС: быть в курсе
– В феврале 2012 года у налогоплательщиков появилась возмоность получать от инспекций в электронном виде требования об уплате налога, требования о представлении информации и другие документы. Как бухгалтеры восприняли нововведение?
Законодательно электронные требования об уплате налога и другие документы, передаваемые налоговой, стали легитимны еще в 2010 году, когда был принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-
– А в чем принципиальная разница, доставляются ли эти документы через Интернет или почтой?
Смотрите: для исполнения любого предписания налоговой законодательством установлены сроки. Так, например, получив требование об уплате налога, плательщик должен отреагировать на него в течение 8 дней (ст. 69, п. 4 НК РФ). Истребуемые инспекцией документы нужно предоставлять в течение 10 дней (при проверке консолидированной группы налогоплательщиков этот срок увеличивается до 20 дней) с момента получения требования (ст. 93 НК РФ). «Точкой отсчета» во всех случаях является дата получения документа. Однако если требование отправляется по почте, оно считается полученным через 6 дней после отправки – независимо от того, доставлено ли оно фактически. Письмо может «затеряться в пути», а срок, отведенный на исполнение требования, уже идет.
В случае с требованием об уплате налога это особенно критично. Если в течение 8 дней плательщик не реагирует на требование, инспекция вправе не только начислить пени, но и заблокировать счета. Для предприятия это фактически означает полную приостановку деятельности.
Так вот, при отправке бумажных требований были ситуации, когда компания не знала, что ей выставлено требование об уплате налога, а инспекция уже приостанавливала операции по счетам. При отправке требований через Интернет такого рода случайности исключены – электронные документы доставляются получателю гарантированно.
– А если говорить о других передаваемых инспекцией документах?
Менее критичная, но все равно не слишком приятная для компании ситуация – если плательщик не передает в срок истребованные инспекцией документы. Обычно требования о представлении документов (информации) направляются организациям во время выездных, камеральных, а также встречных проверок. В случае же непредставления документов в установленные сроки налоговики вправе произвести их выемку и взыскать штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).
«Эксперт»: узнать вероятность налоговой проверки и не только
– Давайте продолжим тему налоговых проверок. Предположим, компания соблюдает все требования закона, в срок сдает отчетность и уплачивает налоги, вовремя реагирует на все запросы инспекции. Насколько вероятно, что налоговики придут в такую компанию с проверкой?
Придет ли на предприятие налоговая проверка, зависит, конечно, не только от названных вами факторов. Но, к счастью, в выборе компаний для проведения выездных проверок есть своя логика. Федеральной налоговой службой разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-
В соответствии с утвержденным ФНС алгоритмом мы разработали сервис «Эксперт», который рассчитывает, насколько вероятна налоговая проверка в организации. От пользователя требуется лишь внести запрашиваемые данные; остальное – необходимые расчеты и анализ полученных данных – программа сделает сама. Клиент получает уже обобщенный результат: оценку вероятности выездной налоговой проверки по пятибалльной шкале (от «очень низкой» до «очень высокой»), а также детализацию итогов по каждому из показателей. Сейчас эта опция доступна всем пользователям системы «Контур-
«Фокус»: только надежные контрагенты
– Одна из главных претензий налоговиков, которые они выдвигают в ходе проверок, – это наличие «проблемных» контрагентов. Как правило, по сделкам с такими компаниями налоговики «снимают» у проверяемого налогоплательщика расходы и вычеты по входному НДС. Что разработчики «Контур-
Раньше эти проблемы бухгалтеры решали, запрашивая выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или оплачивая годовой доступ к обновляемой базе с рабочего места налогоплательщика (150 тысяч рублей согласно приказу ФНС России от 24.10.04 № САЭ-
Онлайн-
Так что сегодня система «Контур-