Новый федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе вступает в силу 1 января 2014 года

Госзаказ20.05.2013

Новый закон 44-ФЗ о контрактной системе вступает в силу 1 января 2014 года. Но с новыми правилами нужно разбираться уже сейчас.

На замену 94-ФЗ приходит новый закон 44-ФЗ о контрактной системе. Что изменится?

Как известно, Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», призванный заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ и вызывавший множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов.

Как от проекта ФКС мы «прикатились» к 44-ФЗ?

Более двух лет новый закон очень долго и много обсуждали, высказывая претензии к действующему 94-ФЗ (при этом совершенно справедливо, начиная с 2010 года поправки в 94-ФЗ вносились 27 раз).

Улучшить ситуацию пытались многие ведомства и структуры, которые предлагали свои версии закона – ФАС, Минэкономразвития, общественные организации. Дело сдвинулось хоть с мертвой точки только в мае 2012 года. Именно тогда нормотворческий орган – Минэкономразвития – сформулировал текст закона и передал его на рассмотрение в Госдуму. Далее закон прошел все необходимые этапы.

19 марта законопроект был принят Госдумой во втором чтении. Финальную точку поставила Госдума в третьем чтении 22 марта 2013 года.

Закон между всеми чтениями изменился очень сильно и существенно, во многих местах в лучшую сторону. При этом сложно сказать, что весь закон идеален. Вопросы, которые не были закрыты во втором чтении, «перекочевали» в закон, который в итоге был принят. И вот с 1 января 2014 года ФЗ №44-ФЗ вступает в силу. Некоторые положения будут вступать чуть позже, но дата уже четко обозначена в законе.

26 апреля 2013 года Удостоверяющий центр СКБ Контур провел очередной бесплатный вебинар для участников электронных торгов. На вебинаре освещалась волнующая всех тема - новый 44-ФЗ и основные изменения.

Спикер вебинара Наталья Викторовна Ширяева попыталась осветить основные, самые важные вопросы и общие нововведения:

  • новые требованиях к участникам торгов,
  • что изменилось в процедуре электронного аукциона,
  • новые обязанности заказчиков и ответственность участников,
  • переход на новые правила госзакупок.

Какие вопросы вызывает новый закон у участников закупок?

Всегда, когда вступает в силу новый закон, возникают вопросы «переходного периода». И новый №44-ФЗ не стал исключением. И это понятно, все хотят быть уверенными, что сделали все необходимое и подготовились к работе по новым правилам. Наталья Викторовна ответила на часть вопросов, заданных участниками:

Вопрос

А Реестр недобросовестных поставщиков сохранится? Или его начнут вести заново, с 01.01.2014?

Ответ

В ст.104 нового № 44-ФЗ предусмотрено создание и ведение реестра недобросовестных поставщиков (РНП).

«В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов» (ч.2, ст.104). Попасть в новый реестр можно будет также на два года. И на два года это полностью лишит участника возможности участвовать в госзакупках. А Старый Реестр продолжит свое существование по тем правилам, которые прописаны в №94-ФЗ. И в течение ближайших двух лет у заказчика будет право потребовать от участника отсутствия в РНП (94) и обязанность потребовать отсутствия в РНП (44).

Вопрос

Часто Заказчик размещает закупочную документацию в нередактируемом формате. Работать с такой документацией трудно. Не появились ли в новом законе требования к Заказчику по размещению документации?

Ответ

В № 44-ФЗ нет прямых указаний на этот счет. Но сказано, что порядок функционирования единой информационной системы (ЕИС), требования к ее технологическим и лингвистическим средствам, требования к автоматизации процессов сбора, обработки информации устанавливаются Правительством РФ (ч.2, ст.4). Пока этот порядок не установлен. Подождем – увидим.

По действующему №94-ФЗ также прямых требований размещать документацию в редактируемом виде нет. Но в ч.7 ст.16 № 94-ФЗ указано, что «порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом» устанавливаются Минэкономразвития и Федеральным Казначейством.

В свою очередь, указанный порядок утвержден Приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 № 470 «Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами», в п.3 Требований говорится, что «Информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»)».

Надо сказать, что Заказчики очень часто не выполняют это требование. Вместе с тем, наличие п.3 в Приказе № 470 Минэкономразвития позволило участнику успешно обжаловать положения аукционной документации (извещение № 0172200004612000049), а именно ограничение для ознакомления, выразившееся в том, что текст был размещен в формате, не соответствующем требованиям Закона. Подробности можно найти в тексте Решения Комиссии Санкт-Петербургского УФАС от 21.11.2012 по делу № 94-1326/12.

Вопрос

№ 94-ФЗ позволяет размещать заказ запросом котировок до 500 тыс.рублей в квартал по одноименной номенклатуре. А в законе № 44-ФЗ прописано, с какой стоимости работ надо объявлять аукционы?

Ответ

Электронные аукционы нужно проводить для ТРУ, вошедших в аукционные перечни Правительства или субъекта РФ (ч.2, ст.59).

Ограничения для способа определения поставщика запросом котировок в № 44-ФЗ немного изменились, исчезло ограничение по одноименности номенклатуры в квартал, но появились ограничения от общего объема закупок (ч.2, ст.72). Запросом котировок теперь можно закупать:

- до 500 тысяч рублей НМЦ одной закупки;

- не более 10% годового плана закупок в соответствии с планом-графиком;

- не более 100 млн/год.

Вопрос

Есть ли в № 44-ФЗ ответственность у заказчика за игнорирование запроса на разъяснения? Куда, как и в какие сроки можно подавать жалобу?

Ответ

Любой аккредитованный участник может подать запрос на разъяснение положений документации. Заказчик обязан дать разъяснения в течение двух дней и опубликовать их в единой информационной системе.

Обжаловать положения документации можно до срока окончания подачи заявок.

Обжаловать нарушение процедуры электронного аукциона, в частности, отсутствие разъяснений, можно в течение десяти дней после выхода протокола подведения результатов (ч.4, ст.105). Жалоба подается в контрольный орган в сфере закупок (ч.1,ст.105).

Ответственность за нарушение сроков должна быть прописана в Кодексе об административных нарушениях (КоАП). Поправки в КоАП по 44-ФЗ ждем.

По действующему законодательству «нарушение … порядка разъяснения документации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей» (ч.1.4,ст.7.30 КОАП).

Вопрос

Индивидуальный предприниматель должен пройти аккредитацию на Сбербанк-АСТ как физическое лицо?

Ответ

Да, индивидуальный предприниматель проходит аккредитацию на электронной площадке как физическое лицо. Закон определяет перечень документов, которые должны представлять индивидуальные предприниматели при аккредитации. Как именно, через какие интерфейсные формы ИП будет подавать заявку на аккредитацию (пункт меню, закладка и т.п.), определяется функционалом конкретной площадки. Лишних сведений и документов площадка не попросит.

Текущая реализация на площадке Сбербанк-АСТ:

- Меню «Участникам» - пункт меню «Аккредитация физического лица»,

- открывается форма, в которой надо заполнить все сведения и прикрепить копию выписки из ЕГРИП и копию документа, удостоверяющего личность.

Вопрос

А что такое место происхождения товара? Как его указать, какими документами подтверждать?

Ответ

Место происхождения - это страна или группа стран.

Заказчик не может требовать товар определенного происхождения (страна, город, завод), но заказчик должен и вправе требовать информацию о месте происхождения товара. Участник обязан указать конкретный товар со всеми параметрами, характеристиками и атрибутами, включая место происхождения. Даже если вы товар еще не купили, нужно дать его точные характеристики. И поставлять придется именно тот товар, который пообещали в заявке.

 


← Возврат к списку