Что делать, если электронная торговая площадка поменяла требования к виду электронной подписи?

Удостоверяющий центрГосзаказ25.03.2014

С начала года некоторые государственные информационные системы и коммерческие электронные торговые площадки прекратили прием неквалифицированных сертификатов электронных подписей (НЭП) и перешли на использование только квалифицированных сертификатов (КЭП). Почему это произошло, что владельцам подписей делать в этом случае и может ли ситуация повториться в будущем – в этих вопросах помог разобраться Никита Баранов, руководитель направления «Услуги Удостоверяющего центра СКБ Контур».

Почему именно КЭП?

Технически часть электронных площадок перешла на КЭП еще в июле 2013 года, когда выпуск старых электронных цифровых подписей (ЭЦП) вместе с действием старого закона 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».  В новом 63-ФЗ «Об электронной подписи» прописано следующее переходное положение (статья 19): «В случае если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, вступившими в силу до 1 июля 2013 года, предусмотрено использование электронной цифровой подписи, используется усиленная квалифицированная электронная подпись в соотве тствии с настоящим Федеральным законом».

В этой ситуации электронные площадки автоматически перешли с ЭЦП на КЭП, чтобы не менять своих регламентов работы. При этом ЭЦП, которые оставались на руках у владельцев, до 31 декабря 2013 года приравнялись к КЭП, так что пользователи не почувствовали разницы и продолжили использовать свои сертификаты.

Однако с 1 января 2014 года это приравнивание закончилось — согласно закону все ЭЦП стали НЭП.  Часть пользователей не смогли принять участия в торгах или публиковать сведения в тех или ины х информационных системах, на которых требуется КЭП, и обратились с вопросами в удостоверяющие центры, где получали сертификаты.

Что может в этой ситуации сделать удостоверяющий центр?

По сути удостоверяющие центры не несут ответственности ни за изменения в законодательстве, ни за изменение требований к типу электронной подписи, которая используется для работы информационных систем. Поэтому политика каждого центра в данном вопросе зависит от его возможностей и желания действовать в интересах клиентов.

В ситуации, когда  часть клиентов  не смогла участвовать торгах из-за новых требований к электронной подписи, оказался и Удостоверяющий центр СКБ Контур. В частности, с 2014 года электронный портал ЕФРСБ и ЭТП, сп ециализирующиеся на торгах по реализации имущества банкротов, перешли на использование КЭП.  Тогда было принято решение бесплатно перевыпустить неквалифицированные сертификаты электронной подписи на КЭП сроком на 6 месяцев. 

В случае если удостоверяющий центр в форс-мажорных ситуациях не берет на себя ответственность за выпущенные сертификатов, которые перестали соответствовать требованиям электронных площадок, владельцу сертификата остается только перевыпустить его за свой счет.

Может ли ситуация повториться?

В данной ситуации переходный период от старого закона к новому закончился, и у подавляющего большинства  электронных торговых площадок появилась определенность в сфере применения видов электронной подписи. Кроме того, действие старой ЭЦП ограничено одним годом, так что к 1 июля 2014 года все старые сертификаты будут перевыпущены и на руках у пользователей будет именно тот вид подписи, который нужен ему для работы на той или иной электронной площадке.


← Возврат к списку